Как устроена работа тормозной системы грузовых автомобилей
Тормозная система грузового автомобиля — главной системой транспорта, которая прежде всего отвечает за безопасность водителя. Именно благодаря сложному механизму устройства водитель имеет возможность контролировать поведение своего автотранспорта.
Устройство тормозной системы грузового автотранспорта значительно отличается от легковых, так как включает гораздо больше элементов управления, не говоря уже о многократно превышающих размерах и массе.
Для лучшего понимания того, как устроена система торможения грузовика и какие она имеет характерные особенности, предлагаем рассмотреть подробно, какие механизмы включает в себя система.
Начнем с того, что все современные грузовые автомобили оснащены пневматическим приводом. Главная особенность, принцип тормозной системы основан на работе силы сжатого воздуха, которым заполняются специальные емкости с помощью компрессора, создавая определенное давление в системе.
Во время движения автомобиля происходит забор воздуха в специальные баллоны при отпущенной тормозной педали. При передаче давления уплотненная масса воздуха передвигается к перекрывающему устройству (тормозной кран). При нажатии педали тормоза происходит перекрывание непрерывного воздушного слоя, срабатывает кран. После этого тормозная камера заполняется воздухом, обеспечивая процесс торможения.
Для справки:
Многие грузовые машины имеют в своем составе прицеп, система торможения которого замкнута на основную, через верхнюю секцию. Поэтому включение механизмов происходит синхронно, при этом остановкой тягача руководит нижняя секция подачи воздуха.
Принято различать 3 типа пневматических тормозов:
- Мягкие – торможение происходит за счет скорости сжатия воздуха и передачи давления на размыкающие механизмы;
- Средней жесткости – ступенчатый механизм – и торможение и восстановление (ежим горных условий);
- Жесткие – требуют поддержания определенного давления в системе.
Давайте изучим подробнее, из чего устроена тормозная пневматика.
Пневматическая система грузовика состоит изнескольких важных взаимосвязанных деталей, которые и обеспечивают ей безотказную работу:
- Тормозные приводы на задних и передних колесах;
- Компрессор;
- Емкости со сжатым воздухом;
- Тормозные камеры задних и передних колес;
- Размыкающий механизм (тормозной кран);
- Педаль тормоза;
- Манометры;
- Соединительная система, состоящая из трубопроводов и шлангов;
- Основной трубопровод;
- Соединительная головка для обеспечения продвижения воздуха к системе тормозов прицепа.
Все названные элементы распределяются по 3-м основным устройствам системы:
- Управление, с помощью которого происходит принудительное или автоматическое регулирование системы подачи воздуха;
- Энергетическая система обеспечивает сжатие, подачу воздуха;
- Тормоз приводится в действие двумя предыдущими системами и зависит от их полной исправности.
Следует выделить ключевые элементы тормозной системы, которые отвечают за исполнение всего процесса.
Одним из таких элементов является тормозная камера, основное назначение которой является задействование тормозов задних и передних колес.
Тормозная камера может быть со встроенным энергоаккумулятором, который осуществляет управление тормозных механизмов через давление, возникающее в пневматической системе. Вследствие большой надежности, устанавливаются энергоаккумуляторы с пружинным механизмом. В отличие от обычных, такие камеры состоят из 2-ух конструкций:
- Мембранная тормозная камера, которая является передающим элементом устройства;
- Цилиндр с пружинно-пневматическим механизмом, который может применяться в запасном тормозе и стояночном в качестве исполнительного элемента.
В тот момент, когда тормозная система приводит в действие рабочие механизмы, основным, исполнительным элементом является шток. Работает в режиме включения стояночной системы: воздух под давлением выпускается из емкости под поршнем, который опускается под действием пружинного механизма и сдвигает толкатель, воздействуя на диафрагму и шток через подпятник, обеспечив торможение автомобилю.
Тормозная система со встроенным энергоаккумулятором во время торможения запасным механизмом не выбрасывает весь объем сжатого воздуха, а только ту часть, которая сможет обеспечить безопасную эффективную остановку грузового автомобиля. Рычаг управления в этом случае будет находиться в промежуточном положении. Именно угол поворота рычага обеспечивает степень воздействия силы тормоза на колесах, своевременную остановку в любых условиях.
И напоследок хотелось бы рассказать о различиях тормозных камер для разных систем:
Дисковый тормоз, который является частью вращения, состоит из тормозного диска и колодок, которые устанавливаются неподвижно по обе стороны внутри чугунного корпуса.
Барабанные тормозные камеры устанавливаются, в отличие от дисковых, на задних колесах. Преимущество их состоит в относительной дешевизне производства, хотя сложность конструкции делает обслуживание более затруднительным, чем вторые.
Как правило, обслуживание тормозных устройств и камер всех модификаций сводится к отрегулированию работы исполнительных систем и замене изношенных, расходных материалов тормозных механизмов (в барабанных – колодок). Практически во всех тормозных системах присутствуют электроусилители и дополнительные устройства активной безопасности.
Водители, помните! Основное правило движения на дорогах – это безопасность! Следите за исправностью всех механизмов и систем в автомобиле.
По вопросам приобретения элементов тормозной системы обращайтесь по телефону:
+7 (3842) 34-52-42 (г. Кемерово, пер. Коксовый, 10)
+7 (391) 299-78-80 (г. Красноярск, ул. Северное шоссе 39)
+7 (383) 362-12-15 (г. Новосибирск, ул. Писемского, 24/3)
ООО «АльфаДизель» — Запчасти для Вашего грузовика!