Контакты
Контакты

Кемерово,
пер. Коксовый, 10
+7 (3842) 34-52-42

г. Красноярск,
ул. Северное шоссе, 39
+7 (391) 299-78-80

г. Новосибирск,
ул. Писемского, 24/3
+7 (383) 362-12-15

Металлорукав: герметичность и надежность выхлопной системы

Выхлопная система любого современного автомобиля состоит из нескольких труб, глушителей и других компонентов, общая длина которых может достигать нескольких метров. Такая большая протяженность системы создает ряд проблем с монтажом ее компонентов и с последующей эксплуатацией. Дело в том, что двигатель и другие детали установлены на раме или кузове не жестко, они во время движения автомобиля свершают колебательные движения и смещаются относительно некоторой нулевой отметки. Вслед за двигателем смещаются соединенные с ним трубы и другие компоненты выхлопной системы, что создает постоянные деформирующие нагрузки и за счет вибраций повышает уровень шума.

Наиболее остро данная проблема встает перед грузовыми автомобилями — их двигатели имеют большие размеры и массу, поэтому амплитуда их колебаний может достигать нескольких сантиметров. При жесткой установке выхлопной трубы она будет сразу же деформирована или вовсе разрушена.

Избежать этих проблем можно двумя основными путями — использовать специальную подвеску выхлопной системы или включать между двигателем и трубами выхлопной системы особые гибкие вставки, способные изменять свою длину и без негативных последствий смещаться относительно своей оси. Первый путь сложен и требует значительных затрат, поэтому сегодня используется второй способ.

В качестве гибких вставок используются металлорукава и сильфонные компенсаторы. Эти компоненты, интегрированные в выхлопную систему, развязывают двигатель и жестко закрепленные на раме трубы, обеспечивая возможность их колебаний независимо друг от друга, и сохраняя при этом полную работоспособность системы. Данные вставки предотвращают передачу вибраций от двигателя, что снижает шум и продлевает ресурс выхлопной системы.

Металлорукава и компенсаторы сегодня применяются на всех современных легковых и грузовых автомобилях, однако для разных транспортных средств используются свои компоненты с определенными характеристиками.

На сегодняшний день выделяют 2 типа гибких компонентов:

• Сильфонные;
• Металлорукава.

Отличия между этими компонентами заключаются в их конструкции, принципе работы, габаритах и характеристиках.

Сильфонные компенсаторы. В основе компенсатора лежит сильфон — гофрированная стальная трубка, которая за счет гофра большой высоты и особого профиля может в некоторых пределах изменять свою длину, а также смещаться относительно своей оси. Гофр сильфона может быть кольцевым или спиральным, в автомобилях наиболее часто используются кольцевые сильфоны. При этом важно отметить, что сильфон, несмотря на наличие гофра, обладает довольно высокой жесткостью, поэтому его длина под нагрузкой изменяется на малую величину — буквально несколько миллиметров.

Существует как минимум четыре типа сильфонных компенсаторов, которые отличаются по конструкции и используемым материалам:

• Компенсатор без оплетки и других компонентов — просто трубка-сильфон с гофрированным участком;
• Компенсатор с сильфоном и одной внешней оплеткой;
• Компенсатор с сильфоном и двумя оплетками — внешней и внутренней;
• Компенсатор с сильфоном, одной внешней оплеткой и внутренним металлорукавом.

В автомобилях сегодня чаще применяются компенсаторы с оплеткой (внешней и внутренней), которая защищает сильфон от негативных воздействий окружающей среды, выхлопных газов, масла и т.д.

Сильфон обычно изготавливается из нержавеющей стали, при этом он может однослойным, двухслойным или многослойный. Наибольшее распространение получили двухслойные сильфоны, которые обладают повышенной прочностью и надежностью. Оплетка сплетается из тонких стальных полос, устойчивых к коррозии. Плетение может быть различным, но в любом случае оно обеспечивает гибкость и эластичность оплетки.

Компенсаторы могут иметь три типа крепления к трубам выхлопной системы:

• С помощью фланцев на болтах;
• С помощью гильз на сварке;
• Комбинированное, с помощью фланца на одном конце и гильзы на другом.

По назначению сильфонные компенсаторы бывают:

• Для легковых автомобилей — обычно они короткие (порядка 10-15 см) и имеют небольшой диаметр, представляют собой просто трубку без каких-либо ответвлений и дополнительных элементов;
• Для грузовых автомобилей — они имеют относительно большую длину (до 30-40 см), при этом зачастую комплектуются тройниками для соединения сразу с двумя трубами.

В настоящее время сильфонные компенсаторы очень распространены, они используются на большинстве новых легковых автомобилей (в том числе и отечественного производства), а также на многих грузовиках. Но применение компенсаторов не всегда возможно, и в этом случае на помощь приходят металлорукава.

Металлорукава. Это более простое и доступное решение, чем компенсатор, которое чаще всего используется в грузовых автомобилях. Металлорукав — это гибкий трубопровод, изготавливаемый из металлической ленты методом вальцовки. При сворачивании ленты в спираль соседние витки вальцуются, в результате чего образуется гибкий и герметичный трубопровод. Гибкость одновременно с герметичностью достигается вальцовкой витков за счет придания лентам особого профиля.

Металлорукава выпускаются относительно большой длины (от 0,3 до 2 метров) и различного диаметра (от 30 до 400 мм), что позволяет их использовать на самых разных автомобилях — от коммерческих грузовиков типа «ГАЗель», до БелАЗов. Металлорукава производятся из оцинкованной или нержавеющей стали, первый вариант более дешев и доступен, однако трубопроводы из нержавейки более устойчивы к негативным воздействиям и долговечны.

Обычно металлорукава имеют простейшее исполнение — это просто гибкая труба без дополнительных компонентов. Для монтажа такого рукава необходимо использование фланцев или стаканов (зависит от конструкции выхлопной системы конкретного автомобиля), причем данные компоненты приобретаются отдельно.

Некоторое распространение получили металлорукава в металлической оплетке, однако они более дороги и использование их в автомобиле не всегда оправдано. Поэтому в металлорукава в оплетке применяются нечасто и имеют небольшую длину.

Металлорукава и компенсаторы имеют одинаковое назначение и занимают примерно одно место в выхлопной системе. Традиционно гибкие компоненты ставятся в одном из трех точек выхлопной системы:

• На участке между выпускным коллектором и трубой глушителя (причем здесь возможны различные варианты);
• На участке между приемной трубой и глушителем (либо резонатором);
• В автомобилях Евро-3 и выше — между катализатором и глушителем.

Сильфонные компенсаторы имеют небольшую длину, поэтому они служат лишь связующей деталью между компонентами выхлопной системы. Металлорукава имеют большую длину, поэтому они могут дополнять или полностью заменять собой детали выхлопной системы, обычно рукав занимает место приемной трубы.

Сильфонные компенсаторы и металлорукава подвергаются действию горячих и химически активных выхлопных газов, поэтому с течением времени они теряют свои характеристики и могут даже прогореть. В этом случае компенсатор или рукав полностью заменяется. При этом следует соблюдать одно главное правило: новый компенсатор или рукав должны иметь ту же длину и внутренний диаметр, что и ранее установленные. Это имеет первостепенное значение, так как любые изменения длины или диаметра труб может значительно ухудшить работу выхлопной системы.

То же правило должно соблюдаться и при модернизации выхлопной системы, которая предусматривает вставку компенсатора или металлорукава. Но в этом случае лучшим решением станет обращение к профессионалам, которые проведут грамотный расчет и монтаж новой системы.

При правильной замене сильфонного компенсатора или металлорукава выхлопная система автомобиля снова начнет нормально выполнять свои функции.

Поделиться: