Привод стартера: связующий механизм для электростартера и маховика двигателя
Привод стартера — механизм системы запуска двигателя внутреннего сгорания, являющийся связующим звеном между электростартером и маховиком двигателя.
Привод стартера отвечает на 2 основные функции:
· Подключение стартера к двигателю для передачи крутящего момента от электродвигателя стартера на маховик коленвала;
· Защита стартера от перегрузки после запуска двигателя.
На сегодняшний день привод стартера разделять на несколько типов по конструкции обгонной муфты и способу присоединения рычага (вилки) привода.
По способу присоединения:
· С помощью муфты с кольцевым желобом — выступы на рожках вилки располагаются в желобе;
· С помощью поводка с двумя пазами под выступы на рожках вилки;
· С помощью поводка с двумя штифтами (прямоугольными, цилиндрическими), на которые надеваются рожки вилки с отверстиями соответствующей формы.
По конструкции обгонной муфты:
· С роликовой обгонной муфтой;
· С храповой обгонной муфтой.
Наибольшее применение находят роликовые муфты, т.к. имеют более простую конструкцию, надежность и высокую устойчивость к негативным воздействиям окружающей среды и подкапотного пространства (вода, масла, грязь, перепады температур и т.д.).
Привод стартера с роликовой муфтойлегко узнать по внешнему виду — муфта имеет форму кольца небольшой ширины со стороны шестерни.
Основу конструкции привода стартера с роликовой муфтой свободного хода составляет ведущая (наружная) обойма, в расширенной части которой выточены полости переменного сечения под установку роликов и их прижимных пружин. Внутрь ведущей обоймы устанавливается ведомая обойма, объединенная с шестерней привода, которая во время работы стартера входит в зацеплении с венцом маховика. В пространство между наружной поверхностью ведомой обоймы и полостями ведущей обоймы установлены ролики, они с помощью пружин (а иногда и дополнительных плунжеров) перемещаются в узкую часть полостей. Выпадение роликов предотвращается фиксирующей шайбой, а вся конструкция собирается воедино кожухом муфты.
На хвостовике ведущей обоймы располагается муфта, поводок или кольцо крепления вилки, оно посажено свободно, и упирается в расширенную часть обоймы через демпфирующую пружину. Чтобы муфта вилки не сползала с хвостовика обоймы, она фиксируется стопорным кольцом. Внутренняя часть ведущей обоймы имеет шлицы, которые входят в зацепление со шлицами на валу ротора стартера или редуктора. Посредством шлицевого соединения крутящий момент от вала передается на ведущую обойму и весь привод стартера.
Привод стартера с храповой обгонной муфтойлегко узнать по внешнему виду — она имеет форму стакана, внутри которого располагаются полумуфты.
Основу конструкции храповой муфты свободного хода составляет пара, образуемая ведущей и ведомой полумуфтами, на торцах которых выполнены пилообразные зубцы. Ведущая полумуфта располагается на направляющей втулке, имея с ней соединение посредством ленточной резьбы, а внутри втулки выполнены прямые шлицы для соединения с валом стартера. С противоположной стороны, также на втулке, но только без жесткого соединения, располагается ведомая полумуфта, выполненная заедино с шестерней привода. На торце ведомой муфты также выполнены зубцы пилообразной формы, которые могут входить в зацепление с зубцами ведущей полумуфты.
Под полумуфтами располагается механизм блокировки, состоящий из кольца с конической выточкой, соединенного с ведущей полумуфтой, и сухарей, имеющих штифтовое соединение с ведомой полумуфтой. В нерабочем положении кольцо прижимает сухари к втулке. Сверху полумуфты закрываются корпусом в виде открытого стакана, с его открытой стороны находится замковое кольцо, которое не дает ведомой полумуфте соскользнуть с втулки.
Такие механизмы сегодня используются на грузовых автомобилях МАЗ, «Урал», КамАЗ и некоторых других.