Контакты
Контакты

Кемерово,
пер. Коксовый, 10
+7 (3842) 34-52-42

г. Красноярск,
ул. Северное шоссе, 39
+7 (391) 299-78-80

г. Новосибирск,
ул. Писемского, 24/3
+7 (383) 362-12-15

Синхронизатор: особенности конструкции и основные причины поломок

На сегодняшний день конструкция коробки передач подразумевает наличие пар зубчатых колес, причем некоторые из них расположены на промежуточном валу и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами, которые жестко закреплены на первичном валу и способны вращаться лишь на игольчатых подшипниках в своих ступицах. Немаловажно, что различные пары имеют разное передаточное отношение, поэтому при переключении передач возникает ситуация, когда предназначенные для стыковки зубчатые колеса вращаются с неодинаковой скоростью.

Механическое соединение промежуточного вала КП с вторичным зубчатым колесом осуществляется посредством муфты, скользящей по шлицам на промежуточном валу. При переходе из нейтрального в зацепленное состояние угловая скорость зубчатого колеса и муфты различны, что затрудняет их взаимодействие, поэтому требуется предварительное уравнивание данных параметров.

Эта проблема решается с помощью синхронизаторов, которые в современных автомобилях не принимают участия лишь во включении задней передачи.

Данный механизм состоит из неподвижно закрепленной на вале ступицы, муфты, которая может передвигаться относительно ступицы, вводимых в зацепление ступиц шестерен и блокировочной обоймы/сухарей/колец, в зависимости от типа синхронизатора.

Принцип работы синхронизатора


Синхронизатор: особенности конструкции и основные причины поломок, изображение №2

 


Основное назначение синхронизатора заключается в замедлении угловой скорости вращения зубчатого колеса до соответствующего параметра муфты, либо, наоборот, разгона. Важно, что, помимо более приятной и тихой езды, синхронизатор нейтрализует опасность скалывания зубьев, что позволяет увеличить срок службы КП.

Рассмотрим работу данного угла на примере синхронизатора с блокировочными кольцами. Между муфтой и торцом зацепляемого зубчатого колеса размещается промежуточное кольцо синхронизатора. Муфта при движении к зубчатому колесу первоначально захватывает бронзовое кольцо синхронизатора и прижимает его к поверхности колеса. В данном месте возникает большая сила трения, которая и позволяет уравнять угловые скорости вращающихся механизмов, благодаря чему при переключении передач не возникает удара со всеми его негативными последствиями. В дальнейшем же сцепление муфты с зубчатым колесом и передача крутящего момента осуществляется без участия бронзового кольца.

Основные причины поломки синхронизатора

Слабое место в работе синхронизатора является большая величина силы трения, которая сосредотачивается на относительно небольшой поверхности бронзового кольца, что неизбежно приводит к его износу. Как правило, в современных автомобиля для увеличения срока службы этой детали ее выполняют из двух, трех или четырех соосных бронзовых конусов. Впрочем, такая мера направлена на повышение ресурса, но не может в корне изменить положение дел, зато это под силу водителю. Главной ошибкой, которую следует избегать всеми силами, является непоследовательное переключение передач, например, с первой сразу на третью. Кстати, столь своеобразная манера езды негативно влияет далеко не только на синхронизатор КП. Также не стоит без соответствующей подготовки заниматься самостоятельным ремонтом, иначе Вы рискуете столкнуться с даже более серьезными проблемами, нежели удары во время переключения передач.

Поделиться: