Толкатель клапана: назначение, их типы и конструкция
Толкатель клапана– это газораспределительный механизм поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Основное назначениетолкателя клапана – это передача осевого усилия от распределительного вала на клапан через специальные вспомогательные элементы (штанга, коромысло).
Таким образом, толкатели клапана выполняют следующие основные функции:
· Связующий элемент между кулачком распредвала и другими деталями привода клапанов;
· Обеспечивают передачу усилий от кулачка распредвала на каждый из клапанов;
· Распределяют нагрузку, возникающая при вращении распредвала и работе ГРМ;
· Повышают срок службы эксплуатации деталей ГРМ;
· Обеспечивают необходимые температурные зазоры между деталями ГРМ в зависимости от типа толкателя.

Принято разделять 4 типа толкателей:
· Тарельчатые;
· Цилиндрические или поршневые;
· Роликовые;
· Гидравлические.
Рассмотрим каждый из типов подробнее.
Тарельчатые толкатели клапанов. Конструкция данного типа состоит из стержня и тарельчатого основания, которым он опирается на кулачок распредвала. В торце стержня предусмотрена резьба для установки регулировочного болта с контргайкой, посредством которого осуществляется регулировка тепловых зазоров.
Данный тип делится на 2 видапо своей конструкции:
· С плоской опорной частью(используются с кулачками, имеющие цилиндрическую рабочую поверхность);
· Со сферической опорной частью(используются, когда распредвал имеет конусные кулачки, скошенную рабочую поверхность).
Устанавливаются тарельчатые толкатели клапанов на двигатели с нижним и боковым размещением клапанов в паре со штангами или без них.
Цилиндрические или поршневые толкатели клапанов.
Данный тип делится на 3 вида:
1. Цилиндрические пустотелые имеют форму закрытого цилиндра, который имеет внутри полости и окна. На одном из торцов есть резьба для регулировочного болта с контргайкой.
2. Стаканы под штангу имеет вид стакана малого диаметра, внутри которого есть углубление под установку штанги толкателя.
3. Стаканы под клапанимеет вид стакана большого диаметра, внутри которого выполнена контактная точка под упор в торец стрежня клапана.
Роликовые толкатели клапанов.
Данный тип подразделяется на 2 вида:
· Торцевыеимеют вид цилиндрического стержня, в нижней части которого через игольчатый подшипник установлен стальной ролик, а в верхнем торце предусмотрено углубление под штангу.
· Рычажные имеют вид рычага с одной опорой, на плече которого установлен ролик и углубление под штангу.
Гидравлические толкатели клапанов.

Конструкция данного типа составляет корпус, который имеет вид широкого стакана, внутри которого располагается подвижный цилиндр с обратным клапаном, делящий цилиндр на 2 полости. Наружная поверхность выполнена круговой канавкой с отверстиями для подачи к цилиндру масла от системы смазки двигателя.
Гидравлические толкатели являются самыми распространенным типом.